Партнёры

Этнические процессы на Тянь-Шане и формирование киргизской народности

Соответственно складывалась языковая близость — язык так наз. карлукско-уйгурской подгруппы. Памятниками его (11 в.) являются известная поэма Юсуфа из г. Баласагуна «Кутадгу Билик» («Знание, дающее счастье») и «Словарь тюркских языков» уроженца г. Барсхана (на Иссык-Куле) М. Кашгарского. На основе этого языка развивались позднее староузбекский (джагатайский) язык, диалекты Вост. Туркестана и язык населения Киргизии, оставившего намогильные письменные памятники 13—14 вв.

Оседлое и кочевое население Тянь-Шаня в предмонгольское время антропологически в общем европеоидное несколько различалось по примеси монголоидности. Её возрастание у кочевого населения было связано отчасти с переселением на Тянь-Шань в 12 в. монголоидных киданей из Вост. Монголии, установивших господство в бывшем государстве Караханидов. Название государства и по нему населения Тянь-Шаня 10—12 вв. караханидами — искусственное. Оно введено в литературу в прошлом веке по титулам правителей кара-ханов, каганов. По письменным источникам население Тянь-Шаня в 6—12 вв. имело 3 основных собирательных названия — тюрки, огузы, карлуки. Название тюрк до 6 в. имела небольшая группа племён в Центр. Азии. После образования в 6—7 вв. каганата в Ср. Азии так стали называть все родственные по языку народы, которые не имели такого самоназвания (напр., печенеги, хазары и др.). Название огузы имели многие племенные группировки 6—9 вв. в Центр. Азии. Одна из них при образовании Тюркского каганата в 6 в. оказалась на Тянь-Шане. Её именем до 10 в. называлась часть населения Зап. Тянь-Шаня, а после его перемещения в Приаралье — Прикаспий этноним был перенесён на всё местное население. Разное население в разные периоды носило название карлуков: до 8 в. — небольшая группа племён на Алтае; после образования в 8 в. каганата на Тянь-Шане — всё входившее в его состав местное население. Таким образом, чем длительнее на разных территориях бытовали этнотермины, тем более не соответствовали их первоначальные названия поздним носителям (населению).

То же относится к этнотермину середины 1 тыс. н. э. кыргыз, как первоначально именовался конгломерат племён в Минусинской котловине на Енисее. В 841—42 войска кирг. кагана при преследовании переселявшихся уйгур захватили два города в Вост. Притяньшанье. Имеются предположения, что какая-то группировка с этим названием задержалась здесь. Её этнокультурная принадлежность к конкретному конгломерату племён Верхнего Енисея, как и последующая судьба, неизвестны. При общей этнокультурной близости центральноазиатских племён эта группа в последующие столетия, видимо, растворилась среди местного населения Вост. Туркестана, войдя частично в состав лобнорцев или сары-уйгур. Этнокультурное влияние её на население государства Караханидов не проявлялось. Она не могла явиться также этнокультурной основой кирг. народности, сложившейся спустя 7—8 столетий на терр. современной Киргизии.

Этнокультурное развитие Ср. Азии претерпело чрезвычайные изменения при монгольском нашествии в начале 13 в. Ранее всего наибольшие изменения этносостава произошли в Вост. Тянь-Шане, находившемся по соседству с Монголией. Иртышско-Илейское междуречье с равнинным центром и предгорьями Алтая — Тянь-Шаня имело обширные круглогодичные пастбища. Для монгольских ханов оно было особенно важно ещё и в государственно-стратегич. отношении как плацдарм для поддержания господства над народами Казахстана, Ср. Азии, Вост. Туркестана и контроля над внутренним положением в собственно Монголии. Поэтому с самого начала образования Монгольской империи здесь разместилось пять больших ставок — орд царевичей — чингизидов, имевших не менее 200 тыс. монголов-скотоводов.

Kirghiz.Ru :: Киргизская ССР
© 2011-2017 :: Все права защищены
главная | о проекте | оглавление
Статистика: